ООО"ФилАвто"   г.Энгельс

8(8453)771368,   8(8453)711439   filavto@yandex.ru

 

 

Характеристик топлив.


Топлива, применяемые на судах, подразделяются на два класса: дис- тиллятные и тяжелые.
Дистиллятные топлива
Дистиллятные топлива - это дизельные сорта, выпускаемые по ГОСТ 305-82. Они не требуют подогрева и применяются в СОД и МОД на

  1. Зак. 2160 режимах маневрирования и пуска, а также для промывки системы топли­воподачи перед длительной остановкой во избежание застывания в ней топлива.

В общем балансе потребления топлива на судах расход дизельного топлива составляет 6-12%.
В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре ок­ружающего воздуха 0°С и выше;
3 (зимнее] - рекомендуемое для эксплуатации при температуре ок ружающего воздуха минус 20° и ниже (температура застывания топлива не ниже минус 35°С) и минус 30°С и ниже (температура застывания топ­лива не ниже минус 45°С);
А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и ниже.
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:

  1. - массовая доля серы не более 0,2%;
  2. - массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более

0,4%).
В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля се­ры и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.
Примеры условного обозначения:
Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С:
Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82.
Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой за­стывания минус 35°С:
Топливо дизельное 3~0,2 -35 ГОСТ 305-82.
Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4%:
Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82.
По физико-химическим показателям топлива должны соответство вать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.4.
К группе дистиллятных топлив относится и газотурбинное топливо, получаемое в качестве побочного продукта в процессах замедленного коксования при выработке нефтяного кокса.
Газотурбинное топливо используют в качестве заменителя дизельно го топлива на судах морского и речного флота. Выпускают две марки та­ких топлив ТГ - обычное и ТГВК - высшей категории качества (ГОСТ 10433-75), которые отличаются высокой плотностью и вязкостью (табл. 1.5), но не настолько высокой, чтобы их нужно было подогревать перед использованием Для этих топлив характерно более высокое со-


Таблица 1.4 физико-химические показатели дизельных топлив

Наименование показателя

Норма для марки

Метод

п/п

 

1гЛ _

3 _

А

испытания

1

2

3

4

5

6

1.

Цетановое число, не менее

45

45

45

По ГОСТ 3122-67

2.

Фракционный состав:
50% перегоняется при темпе -

 

 

 

 

 

ратуре, «С, не выше

280

280

255

 

 

96% перегоняется при темпе -

 

 

 

 

 

ратуре (конец перегонки).

 

 

 

 

 

°С, не выше

360

340

330

По ГОСТ 2177 99

3.

Кинематическая вязкость

з,о-

1.8-

1,5 -

 

 

при 20°С, мм2/с, (сСт)

6,0

5,0

40

По ГОСТ 33-82

4.

Температура застывания, 'С. не выше, для климатической зоны:

 

 

 

 

 

умеренной

-35

-

По ГОСТ 20287-91

 

холодной

 

-45

-55

с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта

5.

Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:

 

 

 

 

 

умеренной

-5

-25

-

По ГОСТ 5066-91

 

холодной

-

-35

-

(второй метод)

6

Температура вспышки, опре - деляемая в закрытом тигле,
"С не ниже.

 

 

 

 

 

для тепловозных и судовых

62

40

35

 

 

дизелеи и газовых турбин

 

 

 

 

 

для дизелей общего назна -

40

35

30

По ГОСТ 6356-75

 

чения

 

 

 

 

7.

Массовая доля серы, %,

 

 

 

 

 

не более:

0.5

0.5

0,4

По ГОСТ 19121 73

8.

Массовая доля меркаптано -

 

 

 

 

 

вой серы, %, не более

0,01

0,01

| 0,01

По ГОСТ 17323-71

9.

Содержание сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323-71

10.

Испытание на медной плас­

 

 

 

 

 

тинке

Выдерживает

ПоГОСТ6321 92

11.

Содержание водораствори -

 

 

 

I

 

мых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307 75

12

Конструкция фактических смол, мг на 100 см^ топлива.

 

 

 

 

 

не более

40

30

30

| По ГОСТ 8489-85


Фильтры,фильтроэлементы,судовые дизеля,двигатели

  1. Кислотность, мг на 100 см3 топлива, не более
  2. Йодное число, г на 100 г , топлива, не более
  3. Зольность, %, не более
  4. Коксуемость 10%-ного остатка, % не более
  5. Коэффициент фильтруе - мости, не более
  6. | Содержание механических

примесей

  1. Содержание воды
  2. Плотность при кг/мэ, не более
  3. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше
 

Показатель

Map
ТГВК

жа
ТГ

Условная вязкость при 50°С, °ВУ, не более Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее Зольность, %, не более Содержание ванадия, %, не более Содержание серы, %, не более Коксуемость, %, не более
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Содержание воды, % , не более Температура застывания, °С, не более Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

  1.  39800

0,01
0,0002

  1.  0,5

Отсутс
0,2
5
20

3,0
39800
0,01
0,0004
2,5
0,5
твует^
5
45

держание серы (1 и 2,5% соответственно) и, на что должно быть обраще­но внимание, в них содержится до 25% смолистых веществ. Это обуслов­ливает их низкую стабильность, проявляющуюся при нагревании и сме­шивании с другими топливами.
Малая вязкость и низкая стоимость газотурбинного топлива позволя ют использовать его вместо дизельного в МОД на маневрах и в СОД - на всех режимах.

Тяжелые топлива
Основным критерием для классификации тяжелых топлив явля­ется вязкость, в зависимости от которой топлива можно разделить на средне- и высоковязкие.
К топливам средней вязкости относятся:

  1. моторное топливо ДТ (ГОСТ 1 667-68), получаемое смешиванием мазута с дистиллятами вторичных процессов - каталитическим, крекинг-керосином и др.;
  2. флотские мазуты Ф5 и Ф12 (ГОСТ 1667-68) обычно состоят из 60_70%маловязкого мазута прямой перегонки, 15_20% черного солярового масла и20~30% крекинг-мазута.

Более высокая вязкость и более низкое качество по сравнению с ди­зельным топливом требуют предварительного подогрева и более тща­тельной очистки моторного топлива перед подачей в цилиндры.
Физико-технические показатели моторных топлив и мазута пред­ставлены в таб. 1.6. и 1.7.
Высоковязкие топлива: мазут топочный, марок 40, 40В, моторное топливо марки ДМ; флотский мазут, марки Ф12; экспортные мазуты, ма­рок М0,9; М1,5; М2,0. Основным в этой группе является моторное топли­во ДМ, предназначенное специально для судовых крейцкопфных и трон- ковых дизелей. В этой же группе рекомендован к применению мазут ма­рок 40 и 40В в качестве топлива для дизелей СОД и МОД, оснащенных специальными системами топливоподготовки с химической обработкой (вводом присадок), гомогенизацией и комплексной очисткой топлива.
Обе марки ДТ и ДМ занимают по показателям вязкости среднее по­ложение между дизельными топливами и мазутом 40. По таким показа­телям, как содержание серы, зольность и температура застывания, топли­во марки ДМ существенно отличается от топочного мазута, что делает возможным его применение в СДУ с системами топливоподготовки, укомплектованными средствами очистки.
Плотность топлив ДТ и ДМ ограничена соответственно 0,92 и 0,97 г/см3 с целью обеспечения необходимой очистки в процессе отстаивания и се­парирования
В целях мобильности бункеровки судов и расширения доли потреб­ления наиболее экономичных марок топлив рекомендованы следующие топливные смеси: мазут марок 40 и 40В и дизельные топлива марки Л или 3 с содержанием последних не более 30% для судов с системами топ­ливоподготовки, обеспечивающими применение топлива ДМ или ДТ; экспортные мазуты марок МО,9; М1.5 или М2,0 и дизельные топлива ма­рок Л, А или 3 для судов с системами топливоподготовки, обеспечиваю­щими применение топлива ДТ.


 

 

Моторные топлива

 

Таблица 1.6

 

 

Норма для марки

 

п/п

 

ДТ высший сорт

ДТ первый сорт

 

 

Наименование показателя

ОКП 02 5221 0101

ОКП 025221 0102

ДМ ОКП

Метод испытания

 

 

для малосернис­

для малосернис­

025221 0105

 

 

 

того топлива

того топлива

для сернистого

 

 

 

ОКП 02 5221 013

ОКП 02 5221 0104

топлива

 

 

 

для сернистого

для сернистого

 

 

 

 

топлива

топлива

 

 

1

2

3

4

5

6

1.

Плотность при 20°С, г/см3, не более

0,930

0,930

0,970

ГОСТ 3900-85

2

Фракционный состав

 

 

 

 

 

до 250°С перегоняется, %, не более

15

15

10

ГОСТ 2177-99

3.

Вязкость при 50°С:

 

 

 

 

 

а) кинематическая, мм2/с (сСт),

 

 

 

 

 

не более

20-10 6 (20)

36-10-6 (36)

130 106 (130)

ГОСТ 33-82

 

б) соответствующая ей условная в

 

 

 

 

 

градусах, не более

2,95

5,0

17,4

ГОСТ 6258-85

4.

Коксуемость, %, не более

3,0

3,0

9,0

ГОСТ 19932-99

5.

Зольность, %, не более

0,02

0,04

 

ГОСТ 1461-75

6.

Массовая доля серы, % не более:

 

 

 

ГОСТ 1431-85

 

а) в малосернистом топливе

0,5

0,5

-

или

 

б) в сернистом топливе

1.5

1.5
------------

2,0

ГОСТ 1437-75

Окончание таблицы 1.6


1

2

3

4

5

6

7.

Содержание сероводорода

 

Отсутствие

 

ГОСТ 17323 71

8.

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

 

Отсутствие

 

ГОСТ 6307-75

9.

Массовая доля механических

 

 

 

 

 

примесей, %, не более

0,05

0,05

ОД

ГОСТ 6370-83

10.

Массовая доля воды, %, не более

0,1

0,5

0,5

ГОСТ 2477-65

11.

Температура вспышки определя -

 

 

 

 

 

емая в закрытом тигле, °С, не ниже

70

65

85

ГОСТ 6356-75

12.

Температура застывания, °С, не выше

-5

-5

10

ГОСТ 20287-91

13.

Массовая доля ванадия, %, не более

0,01

0,015

0,01

ГОСТ 10364-90

Подпись: Со  00  Примечания.

  1. В топливе для среднеоборотных и малооборотных дизелей, транспортировавшемся морскими или речными судами, допускается содержание воды не более 2%.
  2. Допускается поставка потребителям топлива марки ДТ в период с мая по сентябрь в южных районах с температурой застывания не выше 10° С
  3. Допускается поставка топлива марки ДТ вырабатываемого из сернистых нефтей с содержанием серы не более 2% и коксуемостью не более 4 %
  4. Допускается поставка потребителям, кроме организаций Министерства морского флота, топлива марки ДМ с температурой застывания не выше 20°С.
  5. Норма по показателю «Температура застывания» гарантируется предприятием-изготовителем в течение одного месяца со дня выпуска продукта.
  6. Марка топлива указывается в заказе.
  7. На моторное топливо марки ДТ с государственным знаком качества примечания 2иЗ не распространяются.

При применении в дизелях моторного топлива с содержанием серы более 0,5% одновременно должно применяться дизельное (моторное) масло с соответствующими присадками.

  1.  

Мазуты


Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

п/п

 

Ф-5

Ф-12

40

100

 

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вязкость при 5СГС, не более:

 

 

 

 

 

 

условная, градусы, ВУ

5,0

12,0

-

-

По ГОСТ 6258-85

 

соответствующая ей кинематическая,

36,2-ТО"6

89,0-Ю-6

-

-

По ГОСТ 33-82

 

м2/с (сСт)

(36,2)

(89,0)

 

 

(приложение 3)

2.

Вязкость при 80°С, не более:

 

 

 

 

 

 

условная, градусы, ВУ

-

-

8,0

16,0

По ГОСТ 6258-85

 

соответствующая ей кинематическая.

-

-

59,0-ТО-6

118,0-Ю-6

По ГОСТ 33-82

 

м2/с (сСт)

 

 

(59,0)

(118,0)

(приложение 3)

3.

Вязкость динамическая при 0°С,

0,1-27

-

-

-

По ГОСТ 1929-87

 

Па-с (П), не более

(27,0)

 

 

 

 

4.

Зольность, %, не более, для мазута:

 

 

 

 

По ГОСТ 1461-75

 

малозолъного

-

-

0,04

0,05

 

 

зольного

0,05

0,10

0,12

0,14

 

5.

Массовая доля механических

 

 

 

 

 

 

примесей, %, не более

0,10

0,12

0,5

1,0

По ГОСТ 6370-83

6.

Массовая доля воды, %, не более

0,3

0,3

1,0

1,0

По ГОСТ 2477-65

7.

Содержание водорастворимых кислот

 

 

 

 

 

 

и щелочей

 

 

Отсутствует

 

По ГОСТ 6307-75

Окончание таблицы 1.7


1

2

3

4

5

6

7

8.

Массовая доля серы, %, не более, для мазута:

 

 

 

 

По п. 4.4

 

низкосернистого

-

-

0,5

0,5

 

 

малосернистого

-

-

1,0

1,0

 

2.

сернистого

2,0

-

2,0

2,0

 

 

высокосернистого

-

-

3,5

3,5

 

9.

Коксуемость, %, не более

6,0

6,0

-

-

По ГОСТ 19932-74

10.

Содержание сероводорода

Отсутствие

-

-

-

По п. 4.2

11.

Температура вспышки, °С, не ниже:

 

-

 

 

 

 

в закрытом тигле

80

90

-

-

По ГОСТ 6356-75

 

в открытом тигле

-

-

90

110

По ГОСТ 4333-87

12.

Температура застывания, °С,

 

 

 

 

По ГОСТ 20287-91

 

не выше

-5

-8

ID-

25

 

 

для мазута из высокопарафинистых

 

 

 

 

 

нефтей

-

-

25

42

 

13.

Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная) кДж/кг (ккал/кг), не менее для мазута:

 

 

 

 

 

 

низкосенрнисгого

41454

41454

40740

 

По ГОСТ 21261-91

 

малосернистого и

(9900)

(9900)

(9730)

 

 

 

сернистого

(9530)

-

39900

 

 

 

высокосернистого

-

-

9530

 

 

14.

Плотность при 20°С, кг/м3, не более

955

960

 

 

По ГОСТ3900-85

Подпись: Глава ?. Топливо и его эксплуатационные свойства ) Глава! Топливо и его эксплуатационные свойстваПодпись: •ь.  Таблица 1.7 ^


Использование тяжелых топлив, в том числе мазутов, целесообразно в средне - и малооборотных дизелях. В ЦНИДИ были проведены иссле­дования по применению в дизелях тяжелых топлив. Работы выполнялись на дизелях ЧН25/34, ЧН26/34, ЧН36/40, ЧН36/45 и др. В частности, ши­рокие исследования рабочего процесса проводились на одноцилиндро­вом отсеке среднеоборотного дизеля ЧН26/34, форсированного по сред­нему эффективному давлению выше 2 МПа на следующих топливах: дизельное ДЛ - плотность при 20°С 0,836 г/см3 и вязкости 3-4 мм2/с; моторное ДТ - плотность при 20°С 0,895 г/см3 и вязкости при 50°С 17 мм2/с;
мазут экспортный М2 - соответственно 0,992 и 47,3; мазут топочный 100В - соответственно 0,939 и 161,3.
Подпись:    Рис. 1.12. Изменение переметров двигателя 1ЧН26/34 при работе по винтовой характеристике:  Двигатель 1ЧН26/34 ис­пытывался с предварительно доведенным рабочим про­цессом на дизельном топли­ве при неизменной комплек­тации и регулировках.
Топлива с целью сниже­ния вязкости подогревались до температуры 90“95°С, по­этому их реальная вязкость в исследованиях составляла:
ДЛ - 1,5 мм2/с; ДТ - 8 мм2/с;
М2 -15 мм2/си 100В - 32 мм2/с.
Подпись: • - 100 В; х - М-2; А - ДТ; ? - ДЛРезультаты испытания двигателя по винтовой ха­рактеристике приведены на рис. 1.12, из которого следует сравнительное изменение показателей рабочего про­цесса при использовании тя­желых топлив (повышаются удельный расход топлива и температура отработанных газов, снижаются средняя скорость нарастания давле­ния и максимальное давле-


ние сгорания). Различия в показателях возрастают с увеличением вязкос­ти топлива. Исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Подтверждена принципиальная возможность применения в отече­ственных среднеоборотных дизелях с частотой вращения до 10-12,5 с 1 и форсированных по среднему эффективному давлению до 2 МПа тяжелых топлив с вязкостью до 160-180 мм2/с и выше. Отрицательное влияние свойств тяжелого топлива на показатели рабочего процесса двигателя усугубляется по мере увеличения его вязкости.
  2. При использовании в дизелях типа ЧН26/34 мазута 100В с вязкое- тью161 мм2/с вместо дизельного топлива (при неизменных регулировках) максимальное давление впрыска увеличивается на 10-15%, продолжи­тельность - на 9%, удельный расход топлива - на 8%, температура отработанных газов - на40-60°С.

 

 

 
 
         
 

 

 

Наши контакты

адрес:

Саратовская обл., г.Энгельс, Промзона

телефоны:

8(8453)77-13-68

89020483620

e-mail:

filavto@yandex.ru

 
Яндекс.Метрика